• журнал для парикмахеров и стилистов •
ОФормить подписку!

Статьи


Увеличить

В П Е Р Ё Д с м о т р я щ и й

Статья опубликована в журнале для парикмахеров YOU Professional №4 за 2014
Автор: Беседовали Марина Белякова и Вадим Васильев

Мы приехали в гости в салон к Дмитрию Винокурову, чтобы узнать о том, как рождаются тренды. И вот что нам удалось почерпнуть из нашей беседы.

Дима, ты разрабатываешь тренды для Wella Professionals. Давай поговорим о том, как ты их видишь, откуда они берутся?

Разумеется, неправильно говорить, что я так придумал, и так теперь будет модно. За этим стоят огромный труд огромной команды и, конечно же, вложенные в исследования средства. Wella Professionals организует специальные симпозиумы, где собирает множество стилистов со всего мира и интересных людей, не связанных с нашей профессией. Там бывают и художники, которые рисуют картины, и дизайнеры, которые разрабатывают принты для тканей. И этот мозговой штурм начинается с того, что мы придумываем сюжет к мини-фильму. В прямом смысле слова. Вот персонаж – девушка, которую мы представляем. Вокруг нее начинаем сочинять историю: как она будет ходить в ресторан, во что будет одеваться, какими духами будет пользоваться; что ее окружает – какой интерьер, какой дизайн машины и так далее.

Приведу пример. Очень простой и даже немного смешной. Обычно в доме мы клеим обои, которые дают нам уют: цветочки, лепесточки, веночки разные. До того момента, пока мы не включим обогреватель, они останутся декором. Как только батарея начнет работать, вокруг нее образуется ореол тепла, и нам подсознательно будет очень уютно. Для нас эти обои оживут. Переводим этот пример на тренд. Как это работает? Я часто задаю своим абитуриентам и ученикам вопрос: «Какой должна быть девушка, когда ее окружает архитектура из стекла и бетона? С чем она у вас ассоциируется?». Мой вариант – с батареей. Она фактически должна обогревать город. Отсюда выстраивается логика. Какого цвета она у нас должна быть? Теплого, скорее всего, иначе она будет диссонировать с окружением. Мы не будем сейчас предлагать ей прямые волосы и холодные оттенки. Мы ей предложим взбалмошные кудри, например. И решения – обязательно комфортные.

Современные люди за комфорт. Они ужасно самодостаточны. Фрики сейчас не в моде. Люди не хотят эпатировать публику, им достаточно своего внутреннего мира. Ушла история сексуальности напоказ – сексуальность должна быть внутри. Соответственно, мы начинаем соединять эти пазлы. Что у нас получается? Комфортная одежда. Да, где-то отросли волосы. Ничего страшного, придумайте мне такую технику стрижки и окрашивания, чтобы мне было комфортно. Я не хочу, может быть, каждые две недели ходить в парикмахерскую и подкрашивать волосы. А вот с чем у вас ассоциируется мудрость, с каким цветом?

С сединой, наверное?

С сединой. Гениально! Серый цвет. Человек, достигнув определенного уровня, гордится своей сединой. Начали проводить опросы: современным подросткам, которые просто вундеркинды, этот серый цвет фактически можно одеть изначально. Но мы не можем предложить им серые волосы, поэтому пытаемся посмотреть через призму серого на другие тона. Отсюда рождается еще один тренд – припыленных оттенков. Подростки не хотят ярких цветов, но им нужно самовыражение. Поэтому мы смотрим через призму мудрости на цвета окружающей нас природы. Мы взяли старый предмет и придумали ему новую историю.

Хорошо, про молодежь понятно. А что выбирает старшее поколение? Натуральность или все-таки цвет?

Понимаете, при всей натуральности выбирают нюансы цвета. Они могут себе это позволить. Ведь это здорово, когда ты можешь себя изменить… Жизнь ведь очень быстро меняется! Допустим, стрижки, когда ты по-другому волосы причесал, стайлинг сделал – у тебя другой эффект. Или Color Touch Instamatic на пару недель. Делать каждый раз со своими волосами что-то другое – вот что актуально. Будет актуально интуитивное окрашивание.

Что значит «интуитивное»?

Экспериментов с цветом может быть миллион, ты можешь сделать каждую работу индивидуальной. Сейчас то же происходит и в техниках окрашивания. Если раньше надо было использовать фольгу, а она, как ни крути, дает определенное линейное окрашивание, то сейчас есть Color.id, позволяющий работать в любых техниках и с любым количеством цветов без фольги. Это удобно – раз, быстро – два и эстетично – три. К тому же это усложняет процесс окрашивания в глазах клиента. Он видит, что ты делаешь сложную процедуру.

На самом деле я был одним из тех, кто разрабатывал Color.id. Это началось несколько лет назад в кельнских лабораториях «умных» материалов, где люди реально придумывают то, что еще даже не знают, как применить. Во время одного эксперимента мне пришла мысль, что было бы здорово, если бы у Wella был блокиратор краски, который не позволял бы смешиваться оттенкам на волосах. Тогда бы нам как мастерам, как художникам (мне нравится это слово, потому что, я считаю, оно расширяет границы нашей профессии, придает свободу) было бы намного проще работать. А в следующем году Wella готовит сюрприз, и вы даже не представляете какой! Мы сможем еще больше экспериментировать!

А ты в молодости не боялся красить, не боялся клиентов?

Нет. У меня есть такая особенность, что я не боюсь вообще. Для меня, наоборот, чем труднее вызов, тем лучше. И ученикам своим всегда говорю: «Если делаете углы, то делайте их острыми. Если выделяете прядь – проборы должны быть четкими. Если отстригаете, то отстригайте. Не допускайте полумер! И стрижка получится что надо!» Не надо бояться. Как только уйдет этот комплекс, ты начинаешь быть творцом, ты начинаешь не просто кончики подравнивать.

А что делать творцу, если клиенты не хотят меняться?

Не обязательно всегда и во всем слушать клиентов. И это не шутка. Они, бывает, сами сначала не понимают, чего хотят, а на следующий день звонят с благодарностью, что это было правильное решение. Я все-таки дизайнер по волосам. Люди ко мне идут, чтобы поменять свой образ.

Даже самый консервативный человек хочет измениться. Если мастер уверен в своей правоте, разбирается в модных трендах, поверьте, что если не с первого раза, так со второго он сможет убедить клиента в правильности своего решения.

Ведь это хорошо, что вымывается цвет, это же не плохо! Значит, в краске содержится меньше тяжелых металлов, вот и все. И значит, у вас есть возможность периодически меняться без ущерба для волос. На самом деле я вообще противник натурального цвета.

Вот это хорошо! Мы любим таких людей.

Я даже не понимаю иногда этих девчонок. Говорю: «Елки-палки! Ну что, отрастили длинные волосы… И кому это надо? Это эстетично? Нет, не эстетично». Нет сейчас красоты натуральных волос. По разным причинам: и экология, и городские условия, и всё остальное.

И еще у нас родители консервативны, не дают возможности ребенку принимать решения самостоятельно. Я иногда даже «ругаюсь» с клиентами. Если ей хочется – пусть она попробует. Хочется ему пирсинг – пусть сделает. Нельзя в таком возрасте человека зажимать, особенно во взгляде на собственную внешность. Я считаю, что каждый должен это пройти: и покраситься, и подстричься, и татуировку сделать, если он хочет. Да пусть делает!

Но ведь это очень по-русски, что у девушки должны быть длинные волосы.

Могут быть длинные, но ведь зачастую они неухоженные! Родители-то не прививают культуру ухода за волосами! Краситься, да, запрещают, но об уходе не говорят. Не будет никакая укладка, никакая стрижка смотреться на неухоженных волосах.

Давай сразу разделим неухоженность и модную нынче небрежность.

Небрежность надо уметь сделать. Речь даже не о небрежности, а о создании текстуры. Как раз весь следующий год будет, в основном, посвящен текстурам. Небрежность перейдет в качество. Не спутанность, а проработанность. Если мы говорим о текстуре, это не должно быть запутано и не расчесано. Мы всетаки говорим о стайлинге, который дает возможность сделать волосы немного матовыми, или проработать только кончики, или сделать объем. Те же локоны – возможность придать им определенную взбалмошность, даже дикость. Да-да, и дикость тоже! Но даже здесь нельзя говорить о небрежности. Эта дикость должна быть продумана, сделана. Не просто волосы замялись, а каждый волосок как следует проработан.

Большая проблема, что в глазах наших клиентов эта четко продуманная небрежность выглядит очень простым делом. «Что вы мне говорите? Я что, сама не смогу так сделать?!»

Сейчас мы снимали коллекцию осень-зима 2015/2016 года в Португалии, и после съемок мне даже нехорошо стало. Я никогда не думал, что это так сложно имитрировать, будто она сама это сделала. Это нереально сложно! Мы все хотим показать наше парикмахерское мастерство, так вот в этой простоте оно раскрывается полностью. Для меня креатив сделать проще, чем этот эффект простоты. Наша профессия в тонкости. Можно висок быстро сбрить и сделать тушевку. Но сделать текстуру, сделать форму, чтобы она подошла, чтобы это было действительно красиво, – тут надо владеть секретами профессии.

Давай вернемся к трендам. Как с ними работать? Вот парикмахер смотрит на картинку в журнале. Что дальше?

Здесь важно помнить о четырех психотипах клиентов. Всегда были и будут гламур, сюда же мы относим и классику, урбанизм (как вызов обществу), этническую и спортивную темы. И есть тренды, направления развития – осень-зима, весна-лето, – где заложена определенная эстетика, в рамках которой вы сами должны развивать эти направления, учитывая типаж вашего клиента.

Глобально сейчас доминирует эстетика мягкости и комфорта. Не будем мы сейчас предлагать нашим гламурным клиенткам зализанные (а-ля 1940-е) волосы, сделанные гелем, – не вяжется это с эстетикой сегодняшнего дня. Мы ей предложим какие-то локоны, по сути тот же гламур, но в более мягком, актуальном сейчас прочтении. Молодежи мы предложим урбанизм, но не в петушином раскрасе, а в тонах Instamatic. Оставим натуральные корни, натуральный цвет, и сделаем ему все цвета радуги в пастели. И такие решения, опять же в рамках общего глобального направления, можно найти для каждого. Есть настроение, есть эмоция. Дальше «кадрируй» ее как хочешь.

Вот мы и опять вернулись к интуиции. А как же мастерство?

Интуиция должна родиться, ты должен в ней плавать. Уметь креативить. Но в её основе, безусловно, должны лежать технические знания, ремесло. Я очень рад, что в нашей школе-студии есть группы «с нуля», где мы растим новых специалистов. Занимаемся и ремеслом, и эстетическим воспитанием. Каждое наше занятие мы начинаем с объяснения модных тенденций: почему так, а не эдак. Мы уделяем этому 1,5–2 часа перед каждым семинаром.

А помимо эстетических какие пробелы в базовом образовании ты видишь у парикмахеров, которые приходят к вам в школу на курсы повышения квалификации?

Ну, например, техники нанесения. Даже простое четкое нанесение по проборам, где уже все давным-давно придумано. Иногда смотришь и думаешь: «Господи, боже мой, как вы вообще можете так наносить, как вы можете так красить?». И, конечно же, колористика. Цветовой круг. Смешение оттенков. Смотрят в карту и не понимают, почему вот эти циферки у этой пряди написаны, зачем они здесь, откуда взялись? А ведь это очень важно, потому что каждая ситуация в окрашивании индивидуальна. Это же не просто дома взять и покрасить. Специалист должен понимать, из каких цветовых пигментов краска состоит, и добавить в нее те нюансы, которые необходимы в каждой конкретной ситуации. А вот это не чувствуют. Хотят просто выдавить из тюбика, на любой цвет волос положить и получить результат, как на кисточке… Так ты никогда не добьешься нужного цвета. И получается, что ты не конкурентоспособный мастер, потому что женщина и сама может так себя покрасить тюбиком из супермаркета. И с тем же результатом.

А если говорить в глобальном масштабе, что бы ты изменил на рынке образования?

У нас, к сожалению, нет авторских школ. У нас очень много дублирования западных, а своих мы не развиваем. Мы смотрим на Запад и стараемся подражать. В этом проблема русских вообще. Мы боимся сделать свое – мы перестраховщики. Почему-то больше думаем о том, что скажут со стороны… А я всегда говорил, вот берешь и режешь, или стрижешь, или же кроишь. Надо открывать свои школы, надо именно прививать профессию. Еще мне очень хочется, чтобы у нас было больше стилистов, с которыми можно конкурировать, в хорошем смысле слова. Хочется видеть тех, кто не боится бросить вызов.


«Природа изменила настроение и краски.

Мы, заметив перемены, создадим новые одежды для вечной красоты».

А.К.






Яндекс.Метрика