• журнал для парикмахеров и стилистов •
ОФормить подписку!

Статьи


Увеличить

Атака клонов.

Статья опубликована в журнале для парикмахеров YOU Professional №4 за 2014 г.
Автор: Сергей Забалуев, директор по продажам оборудования OLYMP, компания «Лайма-Люкс РУС»

Собираясь вложить деньги, будущие владельцы ориентируются на салоны красоты, которые они видели, и на тот опыт, который уже существует на рынке. И, как правило, новый салон в большей степени копирует своих окружающих собратьев. Всё, что мы делаем сейчас, – открываем одинаковые салоны красоты один за другим, один за другим. А между тем в салонном бизнесе существуют и новые, концептуальные идеи, которые не позволят вашему салону стать сто первым клоном своего соседа.

Очевидно, что человек, собирающийся открыть салон красоты, выбирает между несколькими типами будущего предприятия. Можно открыть косметологическую клинику, где будут делать уколы и заниматься какими-то аппаратными способами воздействия на фигуру. Или SPA-салон, в котором городскому жителю будут возвращать контакт с природой с помощью расслабляющих процедур и специальных ритуалов. А, может быть, это будет классический салон красоты со стандартным набором услуг по уходу за внешностью. Итак, чем руководствуется собственник на стадии выбора? В первую очередь смотрит на окружение.

Чтобы определить, какой салон красоты в данном месте будет действительно необходим, надо пройти всё, что так или иначе связано с красивым бизнесом в радиусе пяти квадратных километров от предполагаемой точки будущего салона. И вот после того, как вы насчитаете десятки парикмахерских и салонов в округе, и несколько спа и косметологических клиник в придачу, стоит всерьез задуматься о том, чем ваше детище будет привлекать клиентов? Что вы им можете предложить, чего нет у соседей?

И вот здесь, в этот самый момент, наступает время поговорить о концепции салона. Или о том, что он собой представляет помимо цвета стен, оборудования и предлагаемых услуг. И пусть вас не пугает не совсем ясное слово «концепция». Пока оно вызывает больше путаницы, чем определенности, поэтому дальше будем оперировать примерами из нашей и не совсем нашей с вами жизни.

В Москве есть интересные салоны «Фен Dry Bar», которые из парикмахерских услуг предлагают своим клиенткам исключительно укладки и плетение волос. Изначально подобный салон Blow Dry Bar был открыт в Лос-Анджелесе, а потом повторен в Австралии. В этом салоне нет долгих процедур, в нем не стригут и не красят, его мастера занимаются только укладкой. В Лос-Анджелесе он был открыт в непосредственной близости от энного количества ночных клубов, и его клиентами стали девушки, которые забегали туда на 15–20–30 минут, чтобы быстро сделать укладку и поправить макияж. Потом, конечно, это заведение стало работать и на утреннюю публику, на женщин, которым необходимо навести красоту перед работой. Это один из примеров концепта, который процветает в крупных городах всего мира и имеет очень много продолжений. Например, есть cut-бары, где занимаются только стрижкой, и colorбары, специализирующиеся на окрашивании волос.

И это уже не совсем привычные салоны красоты, которые мы видим сотни и которые мы открываем сотни. Концепция бара подразумевает некое социальное пространство, где можно не только получить услугу, но и пообщаться. И это, естественно, накладывает определенные требования на то, как пространство организовано. В Амстердаме эта идея была мной замечена в абсолютном, радикальном ее исполнении. Сначала я даже не понял, куда попал. Обычный с виду бар, посетительницы которого тянули свои коктейли с фольгой на волосах.

Не стоит думать, что подобные и на первый взгляд слишком смелые решения хороши только для столиц и больших городов. Вспомним хотя бы барбершопы, бум которых мы сейчас переживаем. Да, первые из них открывались в столицах, а теперь мужские парикмахерские есть чуть ли не в каждом областном городе. Разве до открытия барбершопов мужчины не стриглись и не брились? Конечно, это не так. Потребность в узкоспециализированных мужских услугах была всегда, просто не было той созидательной энергии, которая бы поверила в перспективность и выгоду нового направления. Зато теперь первооткрыватели пожинают плоды уверенности в себе и в собственных силах.

Кстати, концепт барбершопа тоже имеет свои ответвления. Для кого-то вершиной барберского бизнеса может показаться хипстерский Chop-Chop, работающий на потоке. Кому-то интересны салоны The Art of Shaving, пропагандирующие бритье в формате Barber Spa. А кто-то готов работать с элитарной публикой в закрытых клубах, где наряду с парикмахерским кабинетом есть и гостиная с покерным столом, и сигарная комната с хьюмидором.

Теперь о спа-салонах. Когда мы видим в салоне тайского массажа бьюти-зону на два парикмахерских рабочих места, оформленную в стиле хай-тек, то возникает вопрос: чего это вдруг? Я не пойду стричься в салон тайского массажа. Но если мы увяжем работу парикмахера в единую концепцию расслабленности и удовольствия, например, предложим клиенту тайский массаж головы в удобном парикмахерском кресле, или воздействие на структуру волос народными тайскими средствами, или обертывание волос с каким-нибудь волшебным маслом, то да, тогда парикмахерский кабинет адекватно встраивается в работу такого спа-салона.

Одна из типичных ошибок владельцев салонов – необдуманное внедрение новых услуг и процедур, которые в принципе имели бы шанс быть востребованными, но конфликтуют в умах потребителей. Нетрудно представить, что кедровая бочка в косметологической клинике, предоставляющей дорогие услуги на лазерном оборудовании стоимостью двадцать тысяч долларов, будет выглядеть как минимум неуместно, и даже нелепо. И, соответственно, она не будет востребована. С другой стороны, эта же кедровая бочка будет работать в салонах тайского массажа, но лазеры там никак не приживутся. Все должно быть уместным, сделанным кстати и соответствующим обстановке и духу заведения.

Нередко само место, где открывается салон, диктует свои условия, и было бы непростительной ошибкой не воспользоваться этой спецификой для будущего успеха. О чем нужно подумать, открывая салон в бизнес-центре? Особенно если салон не имеет отдельного входа и доступ к нему сильно ограничен зоной ресепшен и охраной, а зачастую и пропуском по паспорту? В первую очередь надо подумать о тех людях, кто там работает. Что может быть интересно клерку в вашем салоне? Однозначно – быстрые услуги по адекватной цене. Формат cut-and-go.

Стрижка, маникюр, экспресс-процедуры по уходу за лицом и волосами. Возможно, консультационные услуги по макияжу. Когда он может придти к вам в салон? До либо после работы. То есть рабочий день салона должен быть удобен для жаворонков и для тех, кто готов уделить своей внешности час-полтора после рабочего дня. В обеденный перерыв, по возможности, можно предлагать экспресс-обслуживание, совмещенное с небольшим перекусом (чай, кофе, соки, сэндвичи). Стоит проанализировать и еще одну возможность для развития салонов в бизнес-центрах – абонентское обслуживание компаний-арендаторов. Ваши «централизованные» услуги могут быть интересны тем фирмам, где сотрудники много общаются с своими клиентами и по долгу службы должны хорошо выглядеть.

Или, например, кабинет парикмахерских услуг в фитнесклубе. Давайте вместе пофантазируем. Что может прельстить девушку после спортивных занятий? Многоцветное окрашивание или наращивание волос? Что она делает после фитнеса, выйдя из душа? Сушит волосы малопригодным для этого агрегатом перед маленьким зеркалом над раковиной. Что мы можем ей предложить? Проделать то же самое в салоне профессиональным инструментом и с профессиональной косметикой. И, конечно же, при помощи парикмахера, который, во-первых, сам сможет сделать укладку и, во-вторых, проконтролировать этот процесс, если девушка решила «арендовать» ваше оборудование и уложить волосы самостоятельно. Но не в плохо приспособленной раздевалке, а в специально оборудованном парикмахерском кабинете за соседней дверью. Это своего рода продолжение концепции dry-bar, только с элементами самообслуживания.

Кстати, почему мы так боимся самообслуживания в салоне? Ведь мы привыкли к универсамам со свободным доступом к товару, а сейчас привыкаем к кассам самообслуживания в супермаркетах. Почему же возможность выбора не спроецировать на салонный бизнес? Еще один пример из Европы. В салоне, работающем с детьми, родителям, если они сами того пожелают, позволено самостоятельно мыть голову своему чаду и сушить ее после стрижки. Эта самостоятельность, конечно, не бесплатна (все-таки аренду оборудования, воду и электричество придется оплачивать), но значительно ниже стоимости услуг парикмахера. Почему бы не воспользоваться этим опытом? А почему бы не пойти дальше и не использовать элементы самообслуживания в окрашивании? Ведь все мы прекрасно понимаем, что краситься дома неудобно, и обычно для этого необходима чья-то помощь. Почему не парикмахера, который поможет нанести краску на затылочную зону или равномерно по всей длине? Который предложит одноразовый пеньюар и полотенце? Который, в конце концов, подскажет, какой краситель выбрать, пусть даже в соседнем профессиональном магазине, с учетом конкретных волос конкретного клиента? А если для лучшего результата окрашивания необходим микстон, то с удовольствием капнет эти несколько грамм за небольшую доплату? Может быть, для кого-то мои слова покажутся крамолой, но консультации и помощь профессионала тоже стоят денег. А если это не просто консультация, но и готовность разделить ответственность за получившийся результат… Мечта всех производителей профессиональной косметики, владельцев салонов и парикмахеров победить домашнее окрашивание и привести этих клиентов в салон. Но, может, стоит начать с компромисса? Ведь любой поход в салон, пусть даже за консультацией и с условием того, что клиент сам сможет смешать краску в мисочке и высушить голову, – это уже не домашнее окрашивание.

Кстати, самостоятельность может быть хорошо воспринята молодежной аудиторией, которая на сегодняшний день обделена вниманием со стороны красивого бизнеса. Необходимость создания демократичных парикмахерских для молодежи есть, но, видимо, для реализации этого концепта еще потребуется некоторый период задумчивости, как в свое время и для открытия барбершопов. Рядом с учебными заведениями, в студенческих городках такие заведения с простым меню, как в Макдоналдсе», и с ценами за услуги, немногим превышающими стоимость обеда в этом ресторане, могли бы наделать много шума.

Иными словами, место, где вы открываетесь, и окружающая его публика могут натолкнуть вас если не на полноценный концепт, то на успешную бизнес-идею. Премиальный салон в рабочих районах города может не просуществовать и года. Но салон такого же класса в поселке таунхаусов вполне может стать успешным. Но не будем далеко ходить. Концепт вашего будущего салона можно найти и в самом себе. Если вы блондинка и на своем опыте, подчас горьком, знаете, что и как предложить блондинкам вашего города, то почему бы не задуматься о создании специализированного салона, где блонд станет символом поклонения? Если вы вегетарианец, а может быть даже веган, то почему бы вам не задуматься об экосалоне и реализовать ваши жизненные принципы в бизнесе?

Но (и здесь кроется, пожалуй, самое трудное) форма люстры и выбор косметики – это не концепция. Далеко не концепция. Перекрасьте стены, замените одну косметику другой – что в принципе изменится в вашем салоне? По большому счету – ничего, кроме антуража. А вот если вы измените концепцию, вашу нацеленность на определенный тип клиентов, то здесь вам придется заниматься и стенами, и новой косметикой, и еще много чем. Концепция первична. Все остальное – сопутствующие аксессуары.

Почему так важно думать о концепции будущего салона именно сейчас? По трем причинам. Во-первых, посещаемость салонов падает. Редко встретишь собственника, который не говорит о том, что в салон стали ходить меньше. И даже постоянные клиенты ходят реже и выбирают меньшее количество процедур. Если салоны красоты в том виде, как мы их знаем, как мы к ним привыкли, более не востребованы в том объеме, в котором хочет собственник, так, может, что-то не так именно с нашими салонами красоты, к которым мы привыкли? Во-вторых, наш клиент стал более разборчивым и искушенным. Выбор людей стал более осознанным. Очередным салоном и маркой косметики, на которой он работает, уже никого не удивишь. Без поисков, знания и понимания своего клиента мы просто воспроизводим клонов и потом удивляемся, почему в них никого нет. И, в-третьих, что нового мы увидели за последние лет десять на рынке салонов красоты, кроме бума барбершопов? И это в то время, когда мобильные телефоны, компьютеры и автомобили наши клиенты меняют как перчатки!

Мир стремительно меняется, и старые форматы, закостенелый взгляд на бизнес в нем больше не работают. При той экономической ситуации, что сложилась сейчас, при той плотности рынка и искушенности потребительского спроса очевидно, что нужно искать новые форматы, новые концепции, будоражащие сознание и привлекающие внимание наших клиентов. Если мы хотим процветать, то сейчас самое время создавать что-то новое.
Да прибудет с нами сила!


«Природа изменила настроение и краски.

Мы, заметив перемены, создадим новые одежды для вечной красоты».

А.К.






Яндекс.Метрика